После посещения Королевского Ботанического Сада в Перадении мы отправились в Храм Зуба Будды. Это самая популярная достопримечательность, которая имеет огромное религиозное значение для паломников и буддистов.
Наш поход несколько затянулся, так как мы решили подкрепиться рисом и различными карри в местном кафе. Питаться на Шри-Ланке вкусно, по моему мнению, можно именно в этих кафешках. Они невзрачные на вид, зато более ароматных карри трудно где-либо отыскать. Вот и в тот день нам посчастливилось отведать рис, рыбное и овощное карри с вкусными пападами. Кушанье аппетитно лежало на пальмовом листке.
Набив свои животики и полюбовавшись с балкона на бурлящую жизнь Канди, мы пошли в храм. Уже на входе охрана остановила Григория. Его не пропускали из-за «отвратительного» внешнего вида. Майка без рукавов и лихие шорты до половины коленок не устроили смотрителей. Пришлось ехать в отель, переодеваться и хватать простынку с кровати, которая послужила подобием буддистской мужской одежды. Вот таким красавцем Григорий встречал прекрасное.
Перед входом в храм необходимо снять обувь и оставить ее в специально оборудованном для этого месте.
Входные билеты в храм обошлись нам в 1000 рупий с человека (около 10 долларов). За эти деньги мы получили не только право посещения достопримечательности, но и диск с обзорной экскурсионной программой. В кассе за отдельную плату можно приобрести плееры, в которых стоит запись об экспонатах и строениях храмового комплекса.
Красавец-храм предстал перед нами сразу после входа.
Миновав своды, мы проникли внутрь храмового комплекса. Первым мы увидели красивый двухэтажный деревянный храм с позолоченной крышей.
Как известно, символом Лондона считается биг бен, а вот Канди после поездки я ассоциирую с Храмом Зуба Будды. Храм был построен в 16-17 столетии королем Вимала Дхарма Сурия, когда в 1590 году реликвия прибыла в Канди. Резьба по дереву, расписные потолки, двери, отделанные серебром и слоновой костью, украшают храм. Так как храм находился на территории королевского дворца, доступ в него имели только король и главные священнослужители. Теперь в часы службы двери комнаты открыты, и можно издалека обозревать святыню.
Мы не попали на службу и обозревали только красивые ворота, вдыхая ароматы цветов, преподнесенных местными жителями и туристами.
Здесь же мы обнаружили маленькую ступу.
В саду, окружающим двухэтажный дворец, расположилась колокольня.
Поднявшись по лестнице, которая находится в саду сразу после храма, можно попасть в комнату Будды. Хозяин апартаментов величественно восседает на троне, окруженный верными слугами и богатствами.
Комната длинная, на стенах ее висят картины, повествующие об истории реликвии и кандийского храма.
С 311г., когда Зуб появился на острове, реликвия стала символом государства. Столицей острова считался город, где находился Зуб Будды. Правители пытались обманом завладеть реликвией. Зуб успел побывать в Анурадхапуре и Полоннаруве прежде, чем достиг Канди.
Согласно легенды зуб был прямо сказать вырван изо рта полыхающего на погребального костре Будды. В 543 году до нашей эры реликвия контрабандой ввезена на остров. С этого момента начинается ее путешествие по Шри-Ланке.
В 1283 году индийские завоеватели увезли зуб в Индию, но вскоре король Паракрамабаху III вернул его на остров.
Зуб Будды имеет не только важное религиозное значение. Истинным правителем острова считается тот, кто обладает реликвией.
В 16 столетии искавший власти португалец похитил зуб и привес в Гоа, где с католическим усердием провел обряд сожжения. Тогда что же сейчас показывается толпам паломников и туристов в храме? Не все так просто. Хитрые сингальцы спрятали оригинал в надежном месте, а португальцу позволили захватить его точную копию. Ходят слухи, что и сейчас настоящая реликвия где-то хорошо спрятана.
Такая охрана святыни понятна. Ланкийцы опасаются грабежей и терактов. Они еще не успели отойти от взрыва у входа в храм в 1998 году, организованного группировкой Тигров Тамил-илама. Огромным числом жертв и убитых закончился теракт. Храм восстанавливали долгие годы на деньги государства, прихожан и туристов. С историей храмового комплекса и реликвии можно познакомиться в музее на втором этаже.
Снимать и фотографировать в музее запрещено, можно только созерцать картины и редкие антикварные вещицы.
Во время осмотра экспонатов музея мы познакомились с монахом, который показал пчелиный улей на балконе храма.
С балкона открывается живописный вид на озеро и гостиницы Канди.
За такую экскурсию монах попросил пожертвование. Мы вежливо отказали, сославшись на приобретение билета и статуса «все включено».
С реликвией связана одна из самых красочных процессий на Востоке – Эсала Перахера (Esala Perahera). Каждый год перед полнолунием августа святыня выносится на всеобщее обозрение. В шествии участвуют десятки слонов, покрытых яркими попонами с колокольчиками и фонариками, сотни танцоров, акробатов и музыкантов. Тысячи людей стекаются к храму, что – бы посмотреть это великолепное зрелище.
На этом экскурсию по храму закончилась, но мы еще не уходили из храмового комплекса, а продолжали прогулку. Предстояло еще многое увидеть, поэтому мы решили освежиться в купальне напротив храма. Черные вороны составили нам компанию.
О дальнейших приключениях двух освежившихся туристах читайте в следующих постах, а фотки храма можно посмотреть еще здесь.