Сегодня я продолжу рассказывать о нашей прогулке по древней Анурадхапуре. В первой части моего рассказа я описала северную часть города. В этой статье я увлеку читателей вглубь Анурадхапуры и познакомлю с двумя монастырями, существовавшими на территории города.
По дорожкам, идущим вдоль руин, мы путешествовали на нашем железном коне, а дорогу нам показывал местный житель. Кстати, пользоваться услугами таких экскурсоводов дешевле, чем покупать официальные билеты. Мы заплатили за двоих 3000 ланкийских рупий. Официально входной билет стоил 2500 ланкийских рупий за человека. Сэкономив 2000 ланкийских рупий, мы получили еще и гида в придачу. Как раз было время потренировать понимание английского языка, да и самим попрактиковаться.
Во время экскурсии нас сопровождали забавные обезьяны.
Неведомыми тропами, наперегонки с мартышками мы добрались до первого монастыря Джетаванарама (Jetavanarama). Свое название он получил благодаря главному зданию – ступе Джетаванарама, имеющей высоту 120 метров.
Ступа представляет собой идеальный круг. Все дагобы, включая построенные в наше время, содержат реликвии (фрагменты физических останков Будды) или построены на месте, где произошли важные религиозные или исторические события. Известно, что в древности на месте, где построена Джетаванарама дагоба, располагались Сады Нанданы, где в течение семи дней Арахат Махинда читал проповедь. С тех пор пошло название Джетавана, измененное Джотивана — «место, где засияли лучи освобождения». Из литературных работ XIII в. стало известно, что фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда, замурован в ступе. Каким образом и когда реликвия появилась на острове – неизвестно. Интересен тот факт, что в эпоху распада Римской империи в IV веке до нашей эры ступа являлась третьим по величине монументом в мире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена в Гизе.
Самый большой дом образа Будды находится западнее ступы. Судя по сохранившемуся дверному проему 8 м в высоту, это было впечатляющих размеров здание.
Рельеф стен сохранился плохо. О его былой мощи и красоте можно только догадываться.
Вход на территорию дагобы охраняют неизменный воин с чашей изобилия в руках, пухлые пупсы и семиглавая кобра.
По руинам монастыря, относящимся в IX-X векам нашей эры, прыгают беззаботные обезьянки.
В поисках второго монастыря Абхаягирия (Abhayagiriya) мы обнаружили два необычных бассейна-близнеца Kuttam Pokuna, что в переводе означает «Двойные водоемы».
Наш гид пояснил нам, что в далекие времена воду в бассейнах использовали монахи монастыря. Кстати, водоемы на самом деле не одинаковы. Один длиннее другого на 28 метров.
Петляя по тропинкам городка, мы подъехали к Абхаягирия дагоба (Abhayagiriya dagoba).
На самом деле сооружение, которое мы увидели, относительно молодое. Высота его 79 метров, а в диаметр 106,5 метров. Старая дагоба имела 115 метров в высоту и была построена в 124 году нашей эры.
Строгие охранники встречаются на пути путешественника.
Согласно легендам Будда прибыл на остров и, обладая сверхъестественными способностями, одной ногой ступил в северной части Анурадхапуры, а другой на вершине горы Шри Пады. Над отпечатком ступни в Анурадхапуре была построена дагоба, украшенная серебром и золотом, а затем и монастырь.
Для посещения территории дагобы следует выбирать одежду. Нельзя ходить с оголенными плечами, а мужчины должны быть одеты в брюки или специальные буддийские «юбки». В связи с полным несоответствием одежды Грише пришлось переодеться в буддиста.
В таком виде мы пошли исследовать территорию комплекса и обнаружили по всему периметру маленькие дагобы-сестрички.
Около Абхаягирия дагобы восседал невозмутимый Будда.
Маленькие молитвенные уголки здесь сосредоточены по всему периметру ступы.
Рельеф стен дагобы хорошо сохранился и изображает многочисленные головы слонов.
На территории монастыря Абхаягирия, занимающего площадь в 235 гектаров, собираются паломники со всего мира.
Монастырь был построен I в. до нашей эры группой монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара и создавших новое течение буддизма, не отрицающее богов – Махаяну.
Во время путешествия мы не устали. Мне, как пассажиру, очень нравилось наблюдать пейзажи, проносившиеся мимо, а Гриша, как «бывалый» водитель, помимо созерцания местности, наблюдал и за происходящим на дороге. А вот поход, в котором мы узнали, что такое Львиная гора Сигирия, нам запомнится надолго своим затяжным подъемом. О наших приключениях в Сигирии я писала в прошлых постах.
На этом я заканчиваю свое сегодняшнее повествование, но мы еще вернемся в Анурадхапуру, так как я не написала еще про достопримечательности этого города острова Шри-Ланка.